Венеция — необычный город. Шанс встретить звезду мирового уровня, пока ты идёшь за покупками на рынок или к дантисту, крайне велик. Но в отдельные дни разминуться с ними при всём вашем желании просто не получится.
Вот и сегодня, столкнувшись лицом к лицу с Penélope Cruz, я вдруг вспомнил, что Венецианский кинофестиваль уже в самом разгаре, а я не посвятил ему ни строчки. Исправляюсь.
Итак… Для начала давайте разберёмся с самим названием этого исторического события. В нём, как впрочем и во многом другом в Венеции, содержится буквально пара неточностей, переросших со временем в глобальным миф.
Во-первых, на самом деле не Венецианский, а скорее Лидовский. Дело в том, что проходит он не в самой Венеции, а на соседнем острове Лидо. Формально этот остров относится к Венеции, но сами венецианцы жителей соседних островов венецианскими не считают.
И во-вторых, как следует из оригинального названия Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica, это, скорее, выставка, чем фестиваль. Но обо всём по порядку.
История
В далёком 1932 году граф Giuseppe Volpi di Misurata, а по совместительству владелец роскошного отеля Excelsior, решил, что богатые и знаменитые гости не должны вечерами просто так слоняться по острову в поисках развлечений, а непременно бы собрались в его отеле. С этой меркантильной целью он и организовал первый показ фильмов прямо на террасе Excelsior. Никакого жюри и конкурса не предусматривалось, но событие произвело эффект взорвавшейся бомбы, и уже в 1934 году, во время следующего показа, фестиваль стал соревновательным, хотя и сохранил прежнее название Mostra.
Так мир обрёл старейший киносмотр. Для сравнения: Каннский фестиваль появился в 1946 году, а Берлинский лишь в 1951-ом.
Скандалы
Живя бок о бок с итальянцами на протяжении нескольких лет, в какой-то момент я даже засомневался в существовании итальянской мафии. Люди они определённо миролюбивые и уж тем более не агрессивные. Но, что касается умения и, главное, желания поскандалить, то равных им, пожалуй, не найти. Итальянцы любят поскандалить так же, как любят пиццу или пасту.
И Венецианский фестиваль — не исключение. Ещё в самом начале своего становления в 1933 году достопочтенной публике был представлен фильм “Экстаз”, в котором актриса Hedy Lamarr снялась буквально в костюме Евы. Для нас с вами шок, когда в фильме нет ни одной эротической сцены, но в то время появление героини на экране в обнажённом виде произвело такой эффект, что сам папа Римский записался в кинокритики, назвав картину ужасной.
В конце 1980-х Венецианский фестиваль и папский престол вновь разошлись во мнении о вечном, добром и светлом. Причиной тому послужила картина Martin Scorsese “Последнее искушение Христа”.
Как и любое другое событие мирового уровня Венецианский фестиваль не избежал многих других скандалов и упрёков, но любим мы его вовсе не за это. Хотя и за это тоже…
Кстати, в этом году фестиваль пока что обходится без пикантных сенсаций и скандалов, если не считать, кончено, что вот уже несколько дней подряд никто не встречал Antonio Banderas пьяным.
Места скопления звёзд
Первые несколько лет своего существования фестиваль проводился там же, где и получил своё рождение, а именно отеле Excelsior. Позже в 1937 году он обрёл собственный дворец — Palazzo del Cinema. Но большинство гостей, следуя традиции и удобству (до дворца 3 минуты пешком), продолжают останавливаться в отеле Excelsior, Так что, если вам очень хочется, чтобы папарацци внимательно в вас вглядывались, ломая голову, где могли раньше вас видеть, то смело располагайтесь в холле отеля с чашечкой кофе и приветливо кивайте проходящим звездам.
Есть ещё пара мест, где в это время количество звёзд на квадратный метр становится таким плотным, что общее внимание привлекает, скорее, никому неизвестный гость. Это отель Cipriani, расположенный на острове Джудекка. И старинный, но очень роскошный отель Danieli.
Впрочем, вовсе не обязательно стремится попасть именно в эти места, чтобы оказаться рядом с любимыми актёрами и режиссёрами. Достаточно попасть в саму Венецию. В перерыве между написанием этих строк, я вышел, чтобы просто прогуляться по вечернему городу и выкурить любимую сигару. И уже на ближайшей улочке, недалёко от театра La Fenice встретил человека, создавшего, на мой взгляд, шедевр современного итальянского кино — фильм “La Grande Bellezza”. Да, Paolo Sorrentino, знаменитый режиссёр, обладатель “Золотой пальмовой ветви” Каннского кинофестиваля, автор “Великой красоты” и “Молодого папы”, заметив моё небольшое замешательство просто улыбнулся, а я улыбнулся ему в ответ. И каждый из нас пошёл своей дорогой, зная, что так оно и должно быть…
Одним словом — смотрите кино, любите кино, живите как в кино!